Анкор-Ват как отражение вишнуистской символики в храмовой архитектуре древних кхмеров

Категории: Библиотека знаний ,
olegbelyaev
Теги: ,

На 63 университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. В 11 секции, Историческое наследие и современные проблемы архитектуры. Был предоставлен интересный доклад. Автор А.В. МИШИНА, студентка группы 5044, 3 курса АФ. Научный руководитель: Т.Н. МАНОНИНА, кандидат исторических наук, доцент .
В докладе проводятся сравнительные параллели между храмовой архитектурой кхмерской и индуистской цивилизации на рубеже Х-ХI веков.

Храм Ангкор-Ват – символ Камбоджи: страна много раз меняла свое название, но герб и флаг, как правило, украшали башни Ангкора. Храмов Ангкор множество, наиболее известными являются Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом. Слово «ангкор» в переводе означает «город».

Сооружение Храма Анкор-Ват

Храм Ангкор-Ват был сооружен в XII в. в древней столице Яшодхарапура, которая находилась на северо-западе страны между городами Баттамбанг и Сиемреап. История храма восходит к закату государства Камбжудадеша – древней империи кхмеров. В 1113 г. к власти пришел правитель Сурьяварман II.

Анкор-Ват как отражение вишнуистской символики в храмовой архитектуре древних кхмеров

рис. 1 Вид на храм Анкор-Ват символичное отражение на водной поверхности (ред.)

После неудачных походов на Вьетнам, он стал закреплять свою власть с помощью обустройства индуистских храмов и провозгласил себя земным воплощением бога Вишну. Интересно, что на тот момент преобладающей религией у древних кхмеров являлся буддизм, но несмотря на это был построен храм, посвящённый индуистскому богу Вишну.

В настоящие время храмовый комплекс Ангкор-Ват располагается в 240 км от г. Пномпеня – столицы королевства Камбоджа, на юге полуострова Индокитай. Ангкор-Ват ориентирован на запад, в то время как остальные храмы кхмеров были ориентированы на восток (рис. 2–4).

Ориентация  храма в пространстве

рис. 2 План храма Ангкор-Ват

храм Дашаватара в Деогарже

рис. 3-4 Планировка храма Дашаватара в Деогарже и храма Кандарья в Каджурахо

 

Такая нетипичная ориентация(западная) указывает на то, что храм должен был служить гробницей короля, что нашло отражение в символике индуизма, поскольку в индуизме захоронения происходят в обратном порядке. Комплекс Ангкор-Ват в плане прямоугольный, с четырьмя выступающими башнями по углам, занимает территорию площадью 82 га.

Храм окружен рвом длинной 190 м, искусственно выкопанным для обороны города, земельным склоном шириной 30 м, а также внешней стеной высотой 4,5 м. В планировочной структуре выделяются две главные оси, на пересечении которых располагается главный храм высотой 65 м. По главной оси проходит дорога ведущая к храму, обрамленная каменными, семиглавыми змеями–нагами, змееподобными существами, которые представляют собой символ защиты, поэтому их, как правило, устанавливали у входа.

Символизм в планировки храма Ангкор-Ват

Центр в индуизме играет важную роль, он является точкой отправления и возврата, точкой сообщения между тремя мирами, соединяющей мир как вертикально, так и горизонтально. Такую символику можно увидеть в большинстве индуистских храмов в Индии.

Например, в построенных на территории Индии храмовых комплексах Дашаватара в Деогарже и Кандарья в Каджурахо: в их планировках также прослеживаются вертикальная и горизонтальная оси, на пересечении которых располагается главные храмы. Храмы Индии имеют крестообразную в плане структуру, но несмотря на это, они все подчиняются принципу мандалы – символической космограммы.

В соответствии с традициями, композиция всех индуистских храмов должна базироваться на фундаментальных принципах Васта-пуруша-мандалы, где Васта обозначает телесное существование, место, а Пуруша – верховный принцип, источник космоса. Это слияние законов астрономии, астрологии и математики, которые изображаются квадратом идеальной формы, олицетворяющим смысл порядка и совершенства как прямую противоположность хаосу.

Внутри квадрата вписан круг как символ индуисткой теории, демонстрирующей, что жизнь циклична. Храм, в соответствии с этими представлениями, рассматривается как челн – средство спасения в океане сансары. Все три храма – Ангкор-Ват, Дашаватара и Кандарья – имеют квадратное ограждение и квадратный же пьедестал, на котором возведен главный храм.

Главный храм Ангкор-Вата

Главный храм Ангкор-Вата располагается на террасе, имеет сложную трехуровневую, конструкцию. Возможно, три уровня связаны с тем, что в индуизме есть три космических ступени – земля, небо и нижние уровни. Первый уровень символизирует нижние области, второй – землю, и третий – небо.

Эта символика нашла свое выражение и в храмовой архитектуре. По периметру каждого уровня храма проходят галереи, на углах которых стоят башни, окружающие центральную. Например, центральная башня храма Дашаватара в Деогарже так же, как и главный храм Ангкор-Вата, окружена четырьмя башнями.

Многие архитектурные элементы храма Ангкор-Вата имеют форму лотоса, хотя по пропорциям больше напоминают початок кукурузы. Внутри храма стоит статуя бога Вишну с лицом Сурьявармана II. Установка статуи бога Вишну в главном храме является одним из основных, значимых символов всех вишнуистских храмов.

Галереи храма Ангкор-Ват украшены орнаментами, барельефами с изображением прекрасных дев апсар – полубогини в мифологии индуизма, духов облаков и воды, а также важных событий из истории кхмеров. На барельефах изображены фрагменты из Рамаяны и Махабхараты – древнеиндийских эпосов, написанные на санскрите, и бытовые сцены времен правления императора Сурьявармана II.

Грандиозный рельеф на южной галерее отражает символическое мироустройство индуисткой мифологии: тридцать два нижних уровня, то есть преисподних, и тридцать семь верхних уровня, небес индусской мифологии. Особо выделяется барельеф, отражающий миф о «Пахтании океана» (рис. 6), который посвящен богу Вишну. В нём рассказывается, что желании низших смертных божества стать бессмертными.

Пахтания молочного океана

рис. 5 Литография 1910-х годов с изображением пахтанья Молочного океана и полученных при нём 14 сокровищ

По велению бога Вишну, для получения нектара бессмертия божества должны заняться совместным «пахтанием» океана. В результате появились прекрасные богини-апсары, богиня луны и многие другие божества. Барельеф длиной почти 50 м., имеет осевую симметрию; является наиболее популярным в храме Ангкор-Ват.

Он читается слева направо, в обратном порядке, что служит еще одним доказательством того что храм должен был стать захоронением императора. Слева изображается армия асуров, т. е. божеств низкого ранга, иногда называемых демонами, справа – расположена группа дэвов. Ниже находится полоса из рыб, что символизирует океан, а наверху парят богини апсары. В центре композиции располагается гора Мандара на черепахе Курма, которая является аватаром бога Вишну, он и руководит всем процессом.

Центр композиции: гора Мандара на черепахе Курма - аватаре Вишну,сам Вишну, руководящий процессом,слева асуры, справа девы. тянущие то в одну, то в другую сторону змея Васуки, обёрнутого вокруг горы Мандара, которая вращаясь вбивает Молочный Океан. Наверху летящие апсары. Летящая фигура по центру неопознана, она может быть как ещё одним аватаром Вишну, так и Индрой.Справа 88 дев (ангелов) в конических головных уборах, держат Васуки за хвост.Асуры и девы, да и Васуки, очень устали пока взбивали океан и Вишну, чтобы восстановить их силы, входил в них в соответствии с преобладающей над каждым гуной: в девов как гуна благости, в асуров как гуна страсти, в Васуки как гуна невежества. источник http://angkor.cc/Angkor_Wat_EG_SP.php

рис.6 Центр композиции: гора Мандара на черепахе Курма — аватаре Вишну,сам Вишну, руководящий процессом,слева асуры, справа девы. тянущие то в одну, то в другую сторону змея Васуки, обёрнутого вокруг горы Мандара, которая вращаясь вбивает Молочный Океан. Наверху летящие апсары. Летящая фигура по центру неопознана, она может быть как ещё одним аватаром Вишну, так и Индрой.Справа 88 дев (ангелов) в конических головных уборах, держат Васуки за хвост.Асуры и девы, да и Васуки, очень устали пока взбивали океан и Вишну, чтобы восстановить их силы, входил в них в соответствии с преобладающей над каждым гуной: в девов как гуна благости, в асуров как гуна страсти, в Васуки как гуна невежества. источник http://angkor.cc/Angkor_Wat_EG_SP.php

Похожий миф встречается в японской мифологии, когда боги отправились на соединяющий небо и землю мост и, стоя на нем, начали перемешивать океан алебардой, с наконечника которой падали капли, образовавшие первый остров Оногоро. Большинство барельефов внутренних галерей храмового комплекса Ангкор–Ват имеют изображения сцен с участием бога Вишну, которые были взяты из священных индуистских писаний.

Отражение вишнуистской символики в храме

Сцены с изображением бога Вишну в барельефах, а также в скульптуре свойственны большинству вишнуистских храмов Индии. Например, в храме Дашаватара в Деогарже имеются изображения девяти воплощений бога Вишну (Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Гаутама Будда), а в храме Кандарья в Каджурахо, изображены скульптуры, представляющие многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой всех деталей.

Таким образом, посвященные индуистскому богу Вишну индийские храмы Дашаватара и Кандарья, а также кхмерский Ангкор-Ват имеют выраженную крестообразную форму планов, а расположение их главных башен тяготеет к центру. На барельефах всех трех храмовых комплексов имеются изображения сцен из вишнуисткой и вайшнавской мифологии. В центральном храме трех комплексов установлена скульптура бога Вишну.

Однако индийские храмы были возведены раньше, чем храм Ангкор-Ват. Следовательно, можно сделать вывод, что прообразами индуисткого храма кхмеров являлись храмы Индии. Ангкор-Ват был воздвигнут, несмотря на господствующую религию буддизма, как способ укрепить власть Сурьявамана II посредством религии, путем объявления правителя воплощением бога Вишну.

МАНОНИНА Татьяна Николаевна

Должность: Доцент кафедры теории и истории архитектуры
Ученая степень: кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет», РПИ

Преподаваемые дисциплины : история русской архитектуры (ч.3), проектирование и исследование (магистры), история архитектуры и строительной техники, история архитектуры (ч.2), культовое зодчество, архивные исследования и архитектуроведческий анализ памятников,исследования в архитектурной деятельности

Поделись с друзьями :
Есть вопросы? Пишите в комментариях!
2 комментария
Alex
30.10.2018 в 22:13

Ангкор-Ват, это что-то поистине невообразимое! Можно с уверенностью говорить о том, что это одно из самых узнаваемых сооружений в мире, наряду с пирамидами Гизы, пирамидой Кецалькоатля, Колизеем, Парфеноном и прочими знаменитыми сооружениями. Вокруг этого удивительного и прекрасного архитектурного памятника, создано немало легенд, да и сама его история превращена в легенду. По официальной версии, после вторжения тайцев в 1431 году, он был заброшен и более 400 лет находился в полном забвении, однако всё это время он был действующим, монахи знали о нём и не теряли из виду. Так что Муо отыскал то, что никогда не было потеряно и забыто!

Ответить
Аня
25.12.2018 в 11:49

И тут понимаешь, на сколько сильно разнятся наши культуры и восприятие мира в целом. Мы разные.

Ответить

Добавить комментарий

*
*

Поиск

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
X

Обратный званок

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.