Некоторые аспекты взаимосвязи типологии кхмерских храмов раннеангкорского периода (IX-XI ВВ.) и скульптурного оформления

Статья посвящена исторической типологии кхмерских храмов раннеангкорского периода, и некоторым аспектам связи вида храма с его декоративным оформлением. По типу собственности средневековые кхмерские храмы делились на «личные» и «центральные», по религиозному предназначению на:
1) храмы официального культа «девараджи»,
2) храмы посвященные культу предков
3) храмы почитания богов индийского пантеона.
В статье акцентируется внимание на значимости культовых построек для процесса изучения истории средневековой Ангкорской империи.

Главная задача этой статьи рассказать об основных типах культового зодчества кхмеров раннеангкорского периода, выделив некоторые особенности скульптурного оформления этих памятников. Культовые постройки Ангкора олицетворяли собой историческую летопись государства, всю его социальную иерархию, экономику и представления о мироздании кхмеров средневековья.

Именно храмы являются ценнейшим, порой даже единственным источником исторических фактов об Ангкорской империи.

«Богатую, хотя и несколько одностороннюю информацию о социально-экономических отношениях содержит кхмерская эпиграфика. Сохранившиеся надписи представляют собой, прежде всего, экономические документы, фиксирующие права собственности той или иной группы лиц. Чаще всего речь в них идет о храмовой собственности» [3, с. 73].

Проводя анализ литературы, стоит особенно отметить что, тесная связь исторических, фактологических аспектов с искусствоведческими, ставит перед исследователем сложную задачу. Кхмерское средневековое государство строилось на религиозной идеологии, и поэтому организация хозяйственной, экономической, административной и художественной жизни была подчинена культовой системе.

Теократическое государство Ангкора IX-XIV веков

Теократическое государство Ангкора IX-XIV веков [см: 4, с. 32], земли которого были покрыты сетью культовых центров, занимавшееся экономикой, вело также сельское хозяйство всей станы [см: 3, c. 73-81], оно выделило во главу угла храм, как инструмент устройства средневекового кхмерского общества.

Жрецы –«брахманы заседали в судах, ведали государственной казной, руководили иногда войсками…» [1, c. 136]. По типу собственности храмы делились на «личные» и «центральные». Первые принадлежали частным лицам, их родственникам и наследникам, иначе их называют – «родовые».

Отличительной чертой храмовых средневековых хозяйств было деление земли между знатными родами [см.: 5, c. 32]; «Оформление владений знатного рода, как владений родового храма было отличительной чертой социальной организации» [5, c. 32]. Отношения между данными видами собственности были подчиненными, соответственно «родовые» были поделены между влиятельными «центральными» храмами.

«Для X-XI веков нам известно существование около десятка крупных храмов, которые играли роль «центральных» по отношению к зависящим от них местным «личным» храмам» [3, с. 79].

Система культовых комплексов была механизмом управления, посредством которой знатные роды делили между собой власть в стране. В основе кхмерской религиозной организации лежал патронат, при котором столичные чиновники покровительствовали своим родственникам в провинциях, получали доход от семейных земель.

Примером «родового» типа храма для раннеангкорского периода является комплекс Бантеай Срей (967 г.). Этот комплекс широко известен своим богатым скульптурным оформлением, уникальными рельефами, иллюстрирующими сюжеты из древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».

Несмотря на небольшие размеры построек Бантей Срей, в своем декоративном убранстве, не имеет равных не только среди храмов раненнангкорского периода, но и в целом занимает уникальное место в истории искусства Ангкора.

Ко второму типу – более крупных культовых построек, «которые в экономическом и административном плане, видимо, зависели непосредственно от государства» [3, c. 74] относятся в раннеангкорском периоде такие храмы, как: Преах Ко (880 г.), Баконг (881 г.), Лолей (893 г.), Бакхенг (907 г.), Пре Руп (961 г.), Восточный Мебон (953 г.) и др.

Декоративное оформление храмов

Декоративное оформление многих из этих храмов сохранилось фрагментарно. В целом храмовая пластика «центрального» типа культового комплекса в раненнангкорском периоде представлена «круглой скульптурой» и «рельефом».

Рельеф в кхмерском храме «центрального» типа является самым главным элементом декора, для него характерно деление на такие группы, как:

  1. однофигурные изображения божеств в декоративных нишах,
  2. оформление наддверных и оконных перемычек,
  3. многофигурные композиции.

В средневековой Камбодже существовало одновременно несколько религиозных течений. Исследователями принято разделение культовых комплексов по религиозному предназначению. Официальный культ «девараджи» (культ «бога-царя»), для которого строились храмы царской линги, или «центральные», превращались после смерти правителя в его мавзолей, который поддерживался его семьей.

Другой вид храма, так же посвященный правителю, был связан с культом предков и его умершими родственниками. Первым примером такого типа в раннеангкорском периоде является храм Преах Ко.

В этих комплексах устанавливались скульптуры индийских богов, которые связывались с царской семьей, получила развитие персонификация родственников царя. Храмы такого рода не были местом массового поклонения, в отличие от святилищ царской линги.

Третий тип храма был связан с почитанием богов индийского пантеона, и, так как, в Камбодже с IX века был распространен культ Шивы, то они чаще всего были связаны с ним. Исследователи предполагают, что четвертый тип культовых комплексов был посвящен почитанию местных божеств, но скорее всего это было развито в доангкорское время [см.: 4, c. 80].

Так как храмы всех выше перечисленных типов оформлялись местными скульпторами [см.: 7, c. 208-221], которые вносили, как в иконографию, так и в оформление храмов свое видение, можно считать, что четвертый вид «трансформировался» в художественную систему кхмеров, которая ярко и самобытно отражена в храмовой скульптуре.

Отечественный историк Л.А. Седов отмечает, что: «все описанные формы культа были религией в высшей степени аристократической, доступной преимущественно придворным слугам» [4, c. 80], в народе же сохранились истинно кхмерские верования.

Сам культовый комплекс в эпоху Ангкора был сложной структурой, состоящей из: «санктуария», собственно самого, храма, помещений для хранения культовых предметов, библиотек, где находились и читались священные тексты, жилые помещения для монахов.

Функция храма в системе государственного порядка

Функция храма в системе государственного порядка заключалась в проведении священного культа, в зависимости от религиозного типа храма: проведение обрядов, жертвоприношений в честь Богов индийского пантеона, праздников и т.д.

Большинство храмов были местом, где брахманы – служители «хранили» знания и традиции, передавая из поколения в поколение. Само же оформление культовых комплексов должно было, главным образом, отвечать повествовательной задаче.

Другой распространенной формой религиозных учреждений, часто находящихся в непосредственной близости к храмам, были обители-«ашрамы» или монастыри. Те, что были организованы правителями, действительно становились культурными центрами, где изучались священные тексты, языки и литература.

В правление раннеангкорского царя Яшовармана I было организовано 100 «ашрам» [см.: 4, c. 207], уставы некоторых из них сохранись до наших дней.

Культовые комплексы раннеанкорского периода

Культовые комплексы раннеанкорского периода
Рис. 1. Праех Ко. Общий вид святилищ храма и скульптуры. 879 год. Фото 2010 года
Рис. 2. Бантей Срей. Общий вид культового комплекса. 967 год. Фото 2015 года

Отметим, что условное разделение на храм и «ашрам» в кхмерском искусстве четко не обозначено в научной литературе. В истории архитектуры, например, в трудах отечественных исследователей Т.С. Проскуряковой [1] и
Р.В. Чубукова [5] разделение этих типов по организации нет, а есть по принципу формы: «храм-гора» и «плоский храм».
В заключении отметим, что культовые постройки Ангкора олицетворяли и олицетворяют собой историческую летопись средневекового государства, всю его социальную иерархию, экономику и представления о мироздании.

Типология кхмерских комплексов выражает многообразную проблематику культового ваяния и зодчества. Храмы разделялись: по принципу собственности – «личные» и «центральные»; по религиозному предназначению:
1) культ «бога-царя»
2) культ предков
3) поклонения богам Индийского пантеона;

Кроме храмов существовала и другая форма религиозных учреждений – «ашрамы» или «монастыри». Связи между типом культового комплекса и его скульптурным оформлением лишь отчасти затрагивались в научной литературе.

В статье нами была предпринята попытка показать, что этот аспект кхмерского средневекового искусства интересен, а также требует дальнейшего отдельного и глубокого изучения.

Автор статьи Домаха Галина Игоревна

Галина Игоревна Домаха, аспирантка Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина,
Арт-директор Модного дома «Елена Ткаченко»
Вебсайт: www.elena-tkachenko-fashion-house.com

Поделись с друзьями :
Есть вопросы? Пишите в комментариях!
Комментариев нет
Комментариев пока нет, будьте первым.

Добавить комментарий

*
*

Поиск

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
X

Обратный званок

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.