Календарь является одним из показателей своеобразия любой культуры и лучшим ее достоянием. цель статьи – продемонстрировать основополагающий принцип построения и базовые составляющие элементы традиционного календаря кхмеров – жителей Камбоджи. В работе отмечено, что изучение время исчисления, календарных систем камбоджийцев осуществлялось фрагментарно. Показано, что в основе календаря лежит хозяйственная, религиозная и государственная деятельность кхмеров и осуществление ими контактов с соседними народами. Описаны основные структурные компоненты календаря – год, месяц, неделя, день, два цикла и три эры летосчисления, которые рассматриваются как базовые для дальнейшего подробного изучения.
В мировой культуре 20 в. – начала 21 в.,когда становится характерным и широко распространенным явление глобализации, происходят кардинальная трансформация и вытеснение отдельных традиционных культурных феноменов общекультурными и даже полное исчезновение уникальных национальных культур.
К значимым фундаментальным составляющим общечеловеческой культуры, которые претерпели существенные изменения в условиях глобализации, относится календарь. Изучение календарей различных народов позволит увидеть их многообразие и своеобразие, а также поможет осознать их значение в истории общемировой культуры.
Целью данной статьи является анализ основополагающего принципа построения и базовых составляющих элементов традиционного календаря кхмеров – жителей Камбоджи. Грандиозный архитектурный комплекс храмов и водохранилищ, созданный кхмерами в период с IX по XIII вв., говорит о высоком уровне развития государственности этого народа.
Анализ основополагающего принципа построения и базовых составляющих элементов традиционного календаря кхмеров – жителей Камбоджи.
Соответственно механизмы управления высокоорганизованного общества рождают запрос на приспособленную систему времяисчисления (календарь). В силу разных причин традиционный календарь кхмеров как целостная система не зафиксирован, проанализирован недостаточно полно и в завершенном виде исследователями не показан.
Изучение время исчисления, календарных систем камбоджийцев осуществлялось фрагментарно. Опубликовано сравнительно небольшое количество работ, написанных преимущественно миссионерами, путешественниками, военными, учеными Франции 19-20 вв., которые отражают лишь отдельные аспекты счета времени населения Камбоджи.
В частности, некоторые статьи отражают лишь сегодняшнее состояние календаря, в других работах характеризуются календари «более древние», но без указания временного периода, в ряде исследований констатируется факт заимствования кхмерских календарей или календарных названий у других народов, но часто без доказательств и пр.
Очевидно, что глубокое и основательное исследование счета времени и календаря населения Камбоджи предполагает решение обширного круга задач. Учитывая, что на протяжении всей истории страна и народ пережили глобальные изменения, календарная система также подверглась трансформации.
Охватить в рамках одной статьи анализ всех календарных систем и их особенностей невозможно. Поэтому сконцентрируем внимание лишь на следующих структурных базовых элементах кхмерского календаря: год, месяц, неделя, день, два цикла и три эры летосчисления.
Кхмеры сегодня – самый многочисленный народ государства Камбоджа, заселяют в основном обширную Камбоджийскую равнину, издавна живут на побережье Сиамского залива и в горных северных и северо-восточных провинциях. О существовании кхмерского государства известно еще с 1 века н.э.
В настоящее время королевство Камбоджа относится к числу наименее развитых стран Юго-Восточной Азии, большая часть населения которой – крестьяне.
Традиционное чередование климатических сезонов (сезон дождей и сухой сезон) оказывает существенное влияние на образ жизни и занятия крестьян, которые в основном занимаются возделыванием риса.
В Камбодже счет времени издавна велся по лунно-солнечному (астрономическому) календарю, основой которого был лунно солнечный год. Заимствованный из Индии, этот календарь (пракрадетин, прадетин) основывался на движении Луны вокруг Земли и корректировался затем с учетом обращения Солнца по эклиптике.
C древних времен составление календаря находилось в ведении дворцовых жрецов (хорá), выполнявших функции астрономов [1]. Возможно, потребность в применении именно такого календаря была связана с сельским хозяйством, когда необходимо было знать, например, точные сроки посева риса. Также точный календарь был необходим для проведения строительства архитектурных памятников.
По данным И.Г. Косикова, в календарной традиции кхмеров, тесно связанной с хозяйственной деятельностью годового цикла, одной из основных единиц времени считался месяц (кхае), причем с давних пор счет времени в Камбодже был ориентирован прежде всего на лунные месяцы.
В зависимости от фаз луны эти месяцы подразделялись на 30-дневные (женские) и 29-дневные(мужские). Каждый лунный месяц делился на две половины, обретавшие священный смысл. Первая – с 1-го по 15-е число, когда луна прибывала, – именовалась кхнаэт и заканчивалась полнолунием. Вторая половина, начинавшаяся на следующий за полнолунием день, именовалась роноуть.
Как считают кхмеры, в быту и при религиозных церемониях все обряды, связанные с такими понятиями как «нарождение», «жизнь», желательно приурочивать к периоду прибывающей луны, а все то, что имеет отношение к «закату» и «смерти», отмечать в период убывающей луны [1].
Лунные месяцы, именовавшиеся санскритскими терминами, для упрощения написания в письмах и документах обозначались порядковыми числительными:
Кроме того, кхмеры также использовали месяцы солнечного календаря. Они обозначались, как и месяцы лунного календаря,санскритскими терминами и соотносились со знаками зодиака:
Поскольку 12 лунных месяцев составляли 354 дня, что на 11 дней короче солнечного года, кхмерские астрономы устраняли это несоответствие путем добавления месяца из 30 дней, вставляемого в календарь один раз в три-четыре года. Этот дополнительный месяц «помещался» между 8-м месяцем асат и 9-м срап, а именовался тутийасат [1],[6].
Следующая календарная единица – неделя (сапада) – у кхмеров аналогична европейской. Названия дней недели индоиранского происхождения и соответствуют одной из семи основных планет [3].
Каждый из дней имеет большое значение для жителей Камбоджи и во многом регламентирует осуществление той или иной деятельности. Например, в определенные дни нельзя было осуществлять продажу или брать взаймы деньги, разрешалось начинать строительство дома и т.д.
С другой стороны, дням «присваивается» определенный цвет. Согласно древнему обычаю, каждый день имеет свой порядковый номер, а счет велся с воскресенья, считавшегося первым днем недели.
Гражданский и религиозный день (сутки) кхмеров начинался с восходом солнца,в то время как астрономический день (муой йуп муой тхнгай) начинался в полночь.
Существовали разные способы фиксации частей суток, которые могли соответствовать различным по длительности периодам в зависимости от эпохи. В частности, в конце XIX – начале XX века, сутки делились на 8 периодов – четыре дневных и 4 ночных.
Каждый период был длительностью по 3 часа. Известно также деление суток на 6 периодов продолжительностью по 4 часа. Согласно еще одной точки зрения, сутки подразделялись на 8 промежутков, причем каждый из них длился 1,5 часа(как в Лаосе).
Также кхмеры, еще до прихода французов, могли подразделять сутки на 24 часа, что, однако, было нетрадиционным для жителей Камбоджи. Сутки было принято делить следующим образом: утро – с 6 часов утра до полудня, включающее утреннюю зарю.
Затем следует восход солнца, или «время утренней трапезы». Промежуток между полуднем и до 6 часов вечера, т.е. фактически время до заката солнца, именуется расиель.
С 6 часов вечера до 6 часов утра – ночное время. Кроме того, сутки могли подразделяться на периоды по 12 часов: с 6 часов утра до 6 часов вечера и с 6 часов вечера до 6 часов утра [1], [3].
В сельской местности для фиксации периодов времени в течение дня и ночи использовали следующие выражения: «петух поет один раз» – для обозначения времени около двух часов утра, «петух поет два раза» – для времени с двух до трех часов утра, «солнце подходит к деревне» для обозначения временного отрезка после полудня с 5 до 6 часов, «после полудня, когда быки заходят в стойло» для обозначения позднего времени после полудня, уже вечером, когда быки заходят в стойло и др. Таким образом, видно, что у жителей Камбоджи существовало несколько способов деления суток [3].
В наши дни сутки у кхмеров делятся на часы (маонг), минуты (неати) и секунды (винеати). В прошлые века были распространены заимствованные из Сиама иные единицы времени. Считалось, скажем, что один час включал 10 бат, а 1 бат, в свою очередь, был равен 6 минутам и 15 секундам [1].
Кхмерский лунно-солнечный календарь группирует дни в лунные месяцы, лунные месяцы – в годы, а годы – в большие шестидесятилетние циклы. Шестидесятилетний цикл используется кхмерами, как и другими народами ЮгоВосточной Азии, с давних времен.
Он основан на сочетании особого десятилетнего (десятеричного) (чхнам дап) и двенадцатилетнего (двенадцатеричного) животного цикла (чхнам даппи). Десятилетний годовой цикл состоял из санскритских чисел от 1 до 9, десятый год обозначался числом 0.
Годы двенадцатилетнего цикла имеют следующие обозначения:
Этот культовый цикл тотемного типа имеет, возможно, китайское происхождение [3], [4] и встречается впервые уже в XI в., и не только на территории современной Камбоджи, но и у других народов Индокитая.
Однако есть и другое мнение, свидетельствующее о том, что кхмеры для наименования животных использовали термины, которые не встречаются ни в их родных языках, ни в китайском, а принадлежат народам, говорившим на языке мыонг. В настоящее время мыонги живут в Северном Вьетнаме, а в прошлом населяли южную часть государства Ченлы (vI век н.э.) [4].
Двенадцать животных имеют важное значение для обыденной жизни камбоджийцев. По народным приметам, каждый кхмер в зависимости от года его рождения считается принадлежащим к «роду людей, демонов или богов».
В зависимости от животного, под знаком которого человек родился, для него в течение всей жизни будут выбираться специфический способ лечения, особые заклинания, разрешенные дни переселения в новый дом и т.д. Или, например, для создания крепкой семьи мужчина «из рода людей» не может думать о женитьбе на женщине «из рода демонов» [1], [7].
Сочетание циклов (лет обоих циклов) строится по общему для календарей такого типа правилу: название первого года шестидесятилетнего цикла составляется из первого обозначения десятилетнего цикла и первого обозначения двенадцатилетнего цикла (получается «1 – год крысы»).
Название второго года составляется из второго обозначения десятилетнего цикла и второго обозначения двенадцатилетнего цикла («2 – год быка») и т.д. до десятого. Затем первый знак десятилетнего цикла вступает в пару с одиннадцатым знаком двенадцатилетнего цикла, второй – с двенадцатым, третий знак сочетается с первым знаком двенадцатилетнего цикла и т.д.
Таким образом, счет идет до 60. В это время десятилетний цикл повторяется шесть раз, а двенадцатилетний – пять раз. В совокупности получается 60 неповторяющихся сочетаний, которые и составляют один 60-летний цикл [1].
В Камбодже (как в Тайланде и Лаосе) использовались три традиционные эры в летосчислении:
Вывод: краткий анализ, представленный в статье, показывает, что календарь жителей Камбоджи является уникальной многослойной системой, сочетающей в себе черты индийской, китайской, индо-иранской, бирманской и др. культур.
Возможно, в основе календаря лежит хозяйственная, а также религиозная и государственная деятельность камбоджийцев и осуществление ими контактов с соседними народами. эти базовые сферы жизни обусловили появление того или иного компонента календаря.
С другой стороны, календарь является регулятором всех указанных видов деятельности. Отмечено, что имеющиеся исследования лишь фрагментарно характеризуют календарь кхмеров и не позволяют системно представить процесс его формирования.
В статье выделены основные образующие элементы календаря в качестве отправного пункта для их дальнейшего внимательного изучения.
Доказывает то, что в первом веке н.э люди не такие уж глупые были. И умели уже применять календари для своих потребностей.
Все таки прожить 29 февраля раз в 4 года удобнее, чем целый дополнительный месяц, не понятно для простого крестьянина, откуда взявшийся. Поэтому и происходил постепенный переход от лунного календаря к солнечному.
Абсолютно другая, но интересная культура, которую я открыла для себя совсем недавно. Удивительный народ, продолжающий выживать и доселе.
Хотя бы неделя соответствует европейской) После 29-30-ти дневных месяцев с незнакомыми названиями на привычных днях недели — день сатурна, солнца, луны — взгляд отдыхает.