Некоторые замечания о рабстве в Доангкорской Камбодже

Категории: Библиотека знаний ,
olegbelyaev

Статья представляет собой переработанный текст доклада на II научнопрактической конференции «Власть и насилие в незападных обществах», НИУ ВШЭ, 26 мая 2016 г. Автор статьи Захаров Антон Олегович.

Реконструкция доангкорской Камбоджи

Надписи Камбоджи VII–VIII вв. на древнекхмерском языке и/или на санскрите часто упоминают пожалования неких
мужчин и женщин богам или обителям. Собирательное название этих лиц – кнюмы (кнёмы). Историки первой половины
XX в. Жорж Сёдес и Рамеш Чандра Маджумдар считали их рабами[1].

Их поддержали Джудит Джекоб и Дега Витальевич Деопик[2]. В конце XX – начале XXI в. такие исследователи, как Майкл Викери и Эрик Бурдоно, усомнились как в том, что кнюмы были рабами, так и в том, что все перечисленные среди пожалований лица были именно кнюмами, так как перед именами многих из них слово «кнюм» не встречается[3].

Ж. Сёдес и Р.Ч. Маджумдар полагали, что надписи Камбоджи оставлены государством Ченла 真臘 и что в VIII в. это царство распалось на Ченлу земли и Ченлу воды, о которых рассказывают китайские энциклопедии и династийные истории (впрочем, индийский историк не утверждал, будто новых царств было только два)[4].

Но М. Викери в статье 1994 г. и монографии 1998 г. предположил, что VIII век был временем усиления политической организации[5]. Более того, он думал, что к словарю раннекхмерской эпиграфики неприменимо понятие «государство». Основными источниками для реконструкции истории доангкорской Камбоджи, т.е. эпохи накануне образования Ангкорской империи при Джаявармане II (традиционно датируемого 802 г.) служат надписи VII–VIII вв. на древнекхмерском языке и/или на санскрите; в настоящее время известно более 200 надписей разной степени сохранности и различных по содержанию.

Картину, реконструируемую по надписям, дополняют свидетельства китайских источников. Историки первой половины XX в. на основании данных китайских текстов и санскритской эпиграфики установили основную канву политической истории. Именно из китайской традиции в историографию пришло представление о едином царстве Ченла (Чжэньла) 真臘, которое пришло на смену древнему царству Фунань 扶南, находившемуся в низовьях р. Меконг.

Китайские источники приписывают покорение Фунани двум царям Ченлы – Читрасене-Махендраварману и Ишанаварману I; в этом отразилась динамическая модель власти и господства, при которой правителям приходилось вновь подчинять некогда завоёванные их предшкственниками земли[6].

Древнекхмерские надписи не позволяют утверждать, что существовало единое царство: в них очень часто не упоминается верховный правитель (царь), действующими лицами оказываются представители знати, носящие разные титулы – мратань, понь, кхлонь мратань, курак, кхлонь…[7].

Подношение богам или обителям кнюмов

Древнекхмерские надписи часто упоминают пожалования неких мужчин и женщин богам или обителям. Собирательное название этих лиц – кнюм (кнём/кньом). Задача данной статьи – исследовать вопрос о том, какой могла быть зависимость кнюмов – были ли они рабами или иной категорией зависимого населения в VII в.

Рассмотрим свидетельства ряда надписей.

Древнейшая датированная надпись на древнекхмерском языке из Ангкор Борея К.557/600 611 г. выгравирована на трёх сторонах прямоугольного камня.Её северная сторона сообщает:

{1} traitrīśottarapañcaśata śakaparigra[ha] trayodaśī ket māgha puṣyanakṣatra tulalagna poñ uy oy kñuṃ ai ta kpoñ kamratāṅ ‘añ va klapit 1 va kantāṅ srāṅ 1 va tloṅ 1
{2} va kcār 1 ku kantau 1 kon ku va ‘alaṅ 1 ku yaleṅ 1 tmur 60 krapī 2 vave 10 toṅ tneṃ 40 sre sanre 2 ai ‘aṃpoṅ kñuṃ ‘aṃnoy jaṃ ‘añ ai ta vraḥ kamratāṅ ‘añ mahāgaṇapati[8]

«{1} В 533-й год Шака, 13-й [день] убывающей луны [месяца] магха (январь-февраль), лунный дом Пушья (6-й лунный дом) / когда луна была в Пушье, Весы над горизонтом/[Солнце] вошло в (созвездие) Весов. Понь Уй пожаловал кнюмов Кпоню/богу Камратаню Аню: мужчину [по имени] Клапит, мужчину [по имени] Кантан Сран, мужчину [по имени] Тлонь,
{2} мужчину [по имени] Кчар, женщину [по имени] Кантау, ее сына [по имени] Аланг, женщину [по имени] Ялень, 60 коров, 2 водных буйвола, 10 коз, 40 кокосовых пальм, 2 рисовых поля (или: два рисовых поля [размером] 2 санре) в [месте] Ампонь. Кнюмы, пожалованные Джаманем богу Махаганапати (Ганеше)».

Надпись из Прасат Точ К.138 в провинции Кампонгчнанг 620 г. на древнекхмерском языке, дошедшая не полностью, начинается так:

{1} vācattvāliṃśottarapañcaśataśakaparigraha moy roc…..
{2} oy kñuṃ ai ta vraḥ kamratāṅ ‘añ śrīprabhāsasomeśvara kantai man oy …..
{3} yajamān vraḥ ta jon pañjā ta vraḥ kamratāṅ ‘añ 1 kñuṃ 4 ‘amṛtapati …..
{4} ‘añ 1 kñuṃ 2 jip ‘añ 1 kñuṃ 1 ka ‘añ 1 kñuṃ 2 …. ‘añ 1 kñuṃ 1 …ṇ ‘añ 1 kñuṃ 2 raṃśā ‘añ…[9].

«{1} В 542 год эры Шака, в первый день убывающей луны [месяца…] (2) … пожаловал кнюмов богу (врах камратань ань,ВКА) Шри Прабхасасомешваре. Женщины, которые пожалованы {3} священнослужителю (яджамана) для передачи богу (ВКА): 4 кнюма, Амритапани («Бессмертный владыка / владыка бессмертных, т.е. Индра, санскр.)… {4} …2 кнюма, Джипань / Джип аню – 1 кнюм, Ка ань – 2 кнюма…, 1 кнюм, …2 кнюма, Рамша ань (танцор) …».

Двуязычная надпись из Тхма Кре в провинции Кратие К.926 624 г. содержит такие строки[10]:

{5} kñuṃ 1 ci ‘añ tañ 1 kñuṃ 1 ku moṅ 1 ku garap 1 kñuṃ 1 ku yā … 1 ku ci ku ..ṇ …ṛvva vā gmit 1 vā k…. kñuṃ 1 ku …
{6} kñuṃ ghoda vā bhānucan 1 vā īśvaracan 1 vā kanden 1 vā hidimva 1 vā vrau 1 vā droṅ 1 vā kañcār 1 vā kansiṅ 1 vā ca 1.

«…кнюм, Чи ань тань – 1 кнюм, женщина Монь, женщина Гара, 1 кнюм, женщина Я…, женщина Чи, женщина… Кнюмы гхода (категория кнюмов, возможно, для физического труда): мужчина Бханучан (< bhānucandra «Сияющая луна; солнце и луна», санскр.), мужчина Ишварачан (<Īśvaracandra «луна владыки/госпожа луна»), мужчина Канден, мужчина Хидимва, мужчина Врау, мужчина Дрон, мужчина Каньчар, мужчина Кансин, мужчина Ча».

Двуязычная надпись из Кдей Анг в провинции Прейвенг К.54 629 г. сообщает:

{9} ‘añ oy ‘āy ta vraḥ kamratāṅ ‘añ śivaliṅga jmaḥ kñuṃ va purṇṇamī
{10} 1 ku saṅhvāṅ ‘añ dai va kandās va panhem va kaṃpoñva uttara va cī vrau va saṃnap
{11} va kandos kantaiy mratāṅ śanaiścara ‘aṃnoy ta vraḥ kamratāṅ ‘añ ku vñau kñuṃ vraḥ[11].

«{9} я пожаловал богу Шивалинге кнюмов по имени Пурнами (санскр. pūrṇamī «Полнолуние»),{10} женщину Санхван ань, а также мужчину Кандаса, мужчину Панхема, мужчину Кампонь, мужчину Уттару («Высоченного», санскр.), мужчину Чи Врау, мужчину Самнапа,{11} мужчину Кандос («грешник»). Женщина/женщины – дар мратаня Шанайшчары (санскр. «планета Сатурн/ суббота») божеству – (по имени) Внау, кнюм бога»[12].

Двуязычная надпись из Кхау Ранга в провинции Прачинбури (Таиланд) К.505 639 г. отмечает:

{3} kñuṃ ‘aṃnoy sināhv pragat ‘āy
{4} ta vihār jmah ge vā sir kantai
{5} ku yoṅ kon ku lāṅ si vā pār
{6} kantai vā ku sol kon ku lāṅ tai[13]

«Кнюмы – дар Синахва Прагата (благочестивого отшельника, по Филиппу Дженнеру) вихаре (буддийскому монастырю) – мужчина Сир, женщины – Ён с её сыном (по имени) Пар, мужчина и женщина (?), женщина Сол с её дочерью…».

{26} kñuṃ ‘aṃnoy sināhv ‘añ ai ta vihār

«Кнюмы – дар Синахва вихаре».

Двуязычная надпись из Туол Анг Срах Тхат в провинции Кандал К.910 651 г. содержит предложение:

{3} ‘aṃnoy mratāñ ‘nantasvāmi ta vraḥ kaṃmratāṅ ‘añ śrīkedāreśvara kñuṃ vā sop 1 vāckap 1;

«Дар мратаня Нантасвами божеству Шри Кедарешваре – кнюмы: мужчина Соп, мужчина Чкап…»[14].

В двуязычной надписи из Прасат Преах Тхат в провинции Кампонгчам К.109 655 г. на северной стороне можно прочесть:

{11} ‘aṃnoy kurāk kloñ vyādhapura ‘āy ta vraḥ kamratāṅ ‘añ śrī rudramahālaya
{12} kñuṃ ta si vā tmeṅ vā vṅā vā ‘aras nai vā kantek vā kamdot vā kpaṅ vā mratāṅ vā[15].

«{11} Дар курака клоня Вьядхапуры[16] богу Шри Рудрамахалае: {12} кнюмы мужчины Тмен, Вна, Арас Най, Кантек,
Камдот, Кпань, Мратань…».

Другая строка той же надписи К.109 гласит:

{24} …kñuṃ tāñ suvarṇṇa man parigraha ta kurāk vyādhapura…;

«Эти кнюмы госпожи Суварны, которые во владении курака Вьядхапуры…»[17].

Судя по цитированным выше текстам, кнюмов могли даровать представители элиты (правящего класса) – пони, мратани, кураки (в том числе кураки клони). Кнюмы могли находиться во владении, принадлежа при этом знатной женщине
(К.109N).

Кому принадлежали кнюмы

В цитированных надписях кнюмов жаловали божествам или их служителям (монастырю-вихаре, К.505), но это не
означает, что их не могли жаловать другим людям – пожалования другим людям не увековечивались надписями на камне,
поскольку такие пожалования не считались благочестивым деянием, которое следовало увековечить в камне.

Кнюмы носили как древнекхмерские, так и санскритские имена[18]. Кнюмов жаловали вместе с их детьми. Есть категория кнюмы гхода. К ней в цитированной надписи К.926 относятся только мужчины.

Функции кнюмов

Функции кнюмов разнообразны. Надпись К. 557/600 упоминает такие категории: дворовые слуги (caṃʼuk va paṃre kralā vraḥ), в том числе Шивадаса (санскр. «раб Шивы») и Сауй (др.-кхмер. «смерд, вонючка»), рабочие на рисовых полях (kñuṃsre), например Джъештхахвармма (санскр. «лучший защитник») и Арас (др.-кхмер. «живой»), танцовщицы (caṃreṅ), например Танванги (санскр. «стройная») и Пит Ань (др.-кхмер.«закрытая мною(?)»)[19].

В целом нет сомнений в том, что кнюмы представляли собой зависимое население. У нас нет сведений об их семьях, но
есть сведения об их детях. Кнюмы принадлежали знати и жречеству/вихарам. Ими можно было распоряжаться, передавая,
как и прочее имущество (поля и виноградники).

Таким образом, их положение в социально-экономическом смысле было близко рабству, хотя у нас и нет данных о юридических воззрениях древних кхмеров. Теоретически можно предполагать, что кнюмы сохраняли правоспособность и оставались субъектами права, но источники показывают их только объектами пожалований.

Автор статьи Захаров Антон Олегович

Автор статьи Захаров Антон Олегович
Захаров Антон Олегович доктор исторических наук Центр изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ведущий научный сотрудник, член ученого совета ИВ РАН
Преподавание:
Институт стран Востока: «История стран Востока», «Всемирная история», «Историография стран Востока», «История России»
• Московский городской психолого-педагогический университет. Курсы: «История мировых цивилизаций», «История»
• Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма при Министерстве культуры Российской Федерации. Курс: «Актуальные проблемы гуманитарного знания»
Цитирований в РИНЦ: 98
Индекс Хирша: 3

Источники и литература

Поделись с друзьями :
Есть вопросы? Пишите в комментариях!
1 комментарий
Инна
24.12.2018 в 14:41

Возможно, что люди были ни рабами, а просто имели такую работу и получали за неё плату. В те времена на это смотрели, как на рабство.

Ответить

Добавить комментарий

*
*

Поиск

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
X

Обратный званок

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.